Обозревать четвертую игры из серии тяжело, потому что не знаешь, на кого ориентироваться: то ли на людей, которые уже видели GTA III, то ли на абсолютных новичков. Но так как GTA III была и остается настоящим хитом, будем ориентироваться на тех, кто уже играл в нее, а для остальных устроим краткий ликбез.
GTA III, или Grand Theft Auto III (про первые две игры серии говорить не будем — они были давно и были двухмерными) — это игра про криминального элемента, промышляющего «околоавтомобильным» бандитизмом. Угон машин, автогонки, заказные убийства, грабежи и прочее, — все это ваши трудовые будни.
Самое прекрасное — это то, что игра относится к разряду игр, с особой тщательностью создающих целую вселенную, в которой игрок по-настоящему живет. Не важно, что вся вселенная ограничена одним городом, в его пределах вы вольны поступать так, как вам вздумается. Вы можете угнать любую машину, выполнять миссии, когда захотите и работать на несколько работодателей одновременно. Можно просто колесить по городу, ища запрятанные нычки с секретами и оружием. Или можно угнать такси и поработать таксистом, лишние денежки никогда не помешают. Или можно угнать скорую помощь, пожарную или полицейскую машину и, соответственно, поработать по специальности.
По скрупулезности, с которой создан мир и по свободе действий GTA очень сильно смахивает на игры жанра RPG. Именно такие игры подкупают своей «настоящностью», тщательностью прорисовкой деталей и благодаря этому могут затянуть на долгие месяцы.
Например, о деталях. В игре есть около семи радиостанций, переключатся между которыми можно, вращая колесо мышки. Аудиофайлы радиостанций занимают в MP3 почти целый компакт-диск, но оно того стоит. На каждой станции свой диджей с фирменными фишками, своя заставка, свое направление музыки. Там есть даже рекламные вставки, разумеется, не настоящие и очень, очень стебные. Через полчаса игры перестаешь замечать, что это все «понарошку», у тебя появляются любимые радиостанции и даже любимые ди-джеи (Моим персональным фаворитом навсегда останется Lazlow и его Chatterbox).
GTA просто нашпигована черным юмором и насилием. Например, миссия: угнать, заминировать и вернуть обратно машину, пока человек ест в кафе. Вот он уже поел и выходит, камера показывает его машину и ненавязчиво вывеску заведения со слоганом: «Eat till you explode» (Ешь, пока не взорвешься). Тут он садится в машину и, конечно, взрывается.
Все сказанное выше в равной степени относится как к старой GTA III, так и к новой GTA: Vice City. На этом ликбез закончен, и если вы еще не видели этих игр — бегом в магазин. А теперь немного информации для тех, кто горит желанием узнать «чего нового» в GTA: Vice City.
Во-первых, из основных моментов ничего не изменилось. Вы все еще криминальный элемент и вокруг вас очень много машин и насилия. Действие игры происходит лет на 20 раньше, чем в предыдущей части, то есть годах в восьмидесятых. Место действия — пляжный городок Vice City, что-то типа Малибу. Куча баб в купальниках, гавайская рубашка на главном герое, ночи с неоновыми огнями, «и все такое».
Вас, одного из членов мафии, посылают в этот городок купить оптовую партию белого порошка. Но что-то идет не так, в результате — you’re screwed, ни денег, ни товара. Дав обещание все вернуть, вы начинаете искать тех, кто подставил вас и заодно покорять Vice City.
Графика в игре стала заметно лучше, появились новые машины, а старые были перерисованы с большим количеством полигонов. Улучшилась физическая модель. То есть водить стало сложнее, но процесс вождения стал вроде как правдоподобнее.
Радио все так же зажигает. На дворе восьмидесятые, поэтому крутят старые хиты: Джексон, Брайан Адамс, INXS, Yes, KISS, Ozzy Osbourne и проч.
Наконец-то появились мотоциклы, около пяти моделей. Очень маневренные и быстрые, они сразу же стали моим любимым средством передвижения. На них очень хорошо уходить от полиции, кроме того, если из машин можно стрелять только влево или вправо, то из мотоцикла можно палить еще и вперед. Незаменимая вещь, когда нужно кого-нибудь преследовать.
Оружия стало раза в четыре больше. Появилась, например, любимая всеми бензопила и gatling gun (вращающийся пулемет a-la Terminator-2).
Сюжет стал еще более нелинейным, разбившись на множество практически независимых наборов миссий. Появилась возможность инвестировать деньги. Происходит это примерно так: сначала вы выполняете определенное количество миссий в качестве «шестерки», делая грязную работу за других. После этого, сколотив первоначальный капитал и замочив одного нехорошего босса, вы получаете возможность скупать предприятия города. Скупать их можно в любом порядке, что тоже развязывает руки. После того, как вы скупили бизнес, вам нужно выполнить в среднем три миссии, чтобы поднять его на ноги. Ну, как обычно: на кое-кого надавить, кое-кого убрать, ограбить банк и прочие приятные вещи. Например, вы можете купить таксистов, после чего получаете три миссии, направленные на силовое устранение конкурентов (например, перехватить важного клиента или уничтожить три вражеских такси за ограниченное количество времени). А вот уже после того, как вы подняли бизнес на ноги (и переломали ноги конкурентам, хе-хе), он начинает приносить регулярный доход. Таким образом, вы просто физически ощущаете, как вы прибираете к рукам этот город. Это очень приятное чувство.
Благодаря этому сюжет выглядит еще более цельным. В GTA III вас в начале игры подставили, потом вы всю игру были мальчиком на побегушках у мафиозных боссов, выполняя несвязанные поручения, а в конце игры отомстили обидчикам. В Vice City же вы на своей шкуре ощущаете течение сюжета: в чужом городе, ни цента денег, по телефону постоянно напрягают ваши «друзья» из мафии с напоминаниями о долге, но постепенно вы обживаетесь и начинаете чувствовать себя все более и более уверенно.
Все так же игра нашпигована секретами и неявными шутками. «Ничто так не влияет на цены недвижимости, как старая добрая война банд», — говорит вам очередной «бизнесмен», давая задание стравить две банды. Рядом сидит очкаристый молодой человек и записывает, перенимая опыт. Знатоки серии начинают хихикать, потому что через двадцать лет этот очкарик, уже повзрослевший, скажет то же самое, слово в слово, давая абсолютно такое же задание, но уже не в GTA: Vice City, а в GTA III.
Итого: мы имеем игру настолько великолепно сделанную, что она способна понравиться всем, мне зависимости от жанровых предпочтений. Я, например, на дух не переношу гонки и прочие игры, хоть как-то связанные с перемещением любой техники на время, однако GTA меня действительно впечатлила. Игра GTA: Vice City — это то, что называется must-have. Обязательно посмотрите ее, а уже потом, как втянитесь, — а втянитесь вы обязательно, — посмотрите и предыдущую GTA III.